Щучинский филиал ОАО "Молочный мир"

Порядок на предприятии – общее дело

Гордость марки!

Сертификат Соответствия

ДЕНЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ 16 января 2020 г.

ДЕНЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ

16 января 2020 г.

 

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(январь 2020 г.)

РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ:

ЗАНЯТОСТЬ И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА НАСЕЛЕНИЯ

Материалы подготовлены Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе информации

Национального статистического комитета Республики Беларусь,

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь

 

Результаты изучения общественного мнения в течение последних лет свидетельствуют о том, что тройку самых актуальных вопросов, волнующих граждан страны, составляют рост цен, доходы и занятость населения.

Не случайно Глава государства А.Г.Лукашенко в ходе рабочей поездки в Брестскую область в марте 2019 г. отметил, что «цены, выплата зарплат, рабочие места и размер заработной платы и пенсий – это те вопросы, которые необходимо постоянно держать на контроле».

Обеспечение эффективной занятости населения играет важнейшую роль в реализации социальной политики белорусского государства. Право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека (то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей) – конституционное право граждан Республики Беларусь. И Президент, будучи гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь в апреле 2019 г. подчеркнул, что для всей вертикали власти «по-прежнему приоритетной задачей остается создание высокопроизводительных рабочих мест. Снижение уровня занятости населения или сокращение числа рабочих мест недопустимо ни под каким предлогом. А все, кто их создает, получат всемерную поддержку на любом уровне».

В числе ключевых государственных задач остается также и рост доходов населения. Глава государства постоянно отмечает, что «пускай помалу, но зарплаты, пенсии и пособия в стране растут. Люди это видят». Но тем не менее, «надо обратить внимание руководителей, что зарплата – это святое, это основной источник дохода нашего населения, ее надо выплачивать вовремя и обеспечивать рост»,– поручил Президент руководителям государственных органов в июле 2019 г.

Доходы населения и разработка действенных механизмов мотивации труда

Структура денежных доходов населения Республики Беларусь
в 2019 году

Размер доходов населения является важнейшим показателем благосостояния общества, а также значимым критерием эффективности социально-экономической политики государства. Поэтому неудивительно, что «устойчивый рост доходов населения путем обеспечения достойной оплаты труда во взаимоувязке с ростом его производительности, повышения социальных стандартов жизни для граждан, не занятых в экономике» выступает одной из важнейших задач формирования социального компонента устойчивого развития страны
(в соответствии с Концепцией Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года).

Денежные доходы населения включают:

оплату труда работников,

доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход,

трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению),

доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и другие доходы от собственности),

прочие доходы (выигрыши по лотереям, доходы от продажи вторсырья и др.).

Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) растут. Так, в январе–октябре 2019 г. они составили 106,6% к уровню января–октября 2018 г. при прогнозе на 2019 год – 103,4%.

Справочно.

Реальные располагаемые денежные доходы населения, данные в январе–сентябре 2019 г. к соответствующему периоду 2018 г.:  Брестская область–106,3%, Витебская область – 105,3%, Гомельская область – 106,2%, Гродненская область – 105,6%, г.Минск – 108,3%, Минская область – 108,1%, Могилевская область – 104,8%.

В общем объеме денежных доходов основную часть занимает оплата труда– 64,1%. Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, составляют 7,8%, трансферты населению – 23,4%, доходы от собственности – 2,3%, прочие доходы – 2,4%.

Заработная плата: состояние в реальном секторе и бюджетной сфере

Действующая в республике система оплаты труда и принимаемые меры по ее совершенствованию позволяют обеспечить стабильный рост заработной платы работников различных отраслей экономики. Номинальная начисленная заработная плата в республике в январеноябре 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом 2018 года увеличилась на 13,6% (прогноз на 2019 год – на 9,3%) и составила 1 073,5 руб. (прогноз – 1 046,0 руб.), в том числе в ноябре – 1 113,1 руб.

В региональном разрезе самый высокий уровень оплаты труда в январеноябре 2019 г. – в г. Минске (1 505,2 руб.), самый низкий –
в Могилевской области (889,7 руб.).

Номинальная начисленная заработная плата по Гродненской области в январеноябре 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом 2018 года увеличилась на 13,4% и составила 927,5 руб. (прогноз на 2019 год – 924,9 руб.), в том числе в ноябре – 983,1 руб.

В разрезе экономической деятельности лидерами по размеру заработной платы остаются работники IT-сектора, сферы горнодобывающей промышленности и производства химических продуктов, нефтепереработки, металлургического производства, финансовой и страховой деятельности, науки и научного обслуживания, органов государственного управления, строительства.

По Гродненской области наиболее высокооплачиваемыми в январе - ноябре  2019 года являлись работники

 информации и связи – 1 836,0 рублей;

деятельности трубопроводного транспорта – 1720,4 рублей;

финансовых услуг – 1 456,5 рублей;

 производства химических продуктов – 1 418,6  рублей;

 снабжения электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом – 1 207,8  рублей;

 строительства – 1203,5  рублей.

При этом Глава государства неоднократно указывал на то, что рост заработных плат должен быть увязан с производительностью труда: «Людям надо платить нормальную зарплату, но деньги надо заработать – тут вопросов нет».Особенно актуально это требование сегодня, когда по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь реальные зарплаты белорусов по-прежнему увеличиваются заметно быстрее, чем производительность труда. Так, если за январь–ноябрь 2019 г. производительность труда увеличилась на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то реальные зарплаты – на 7,5% (за этот же период).

Справочно.

По росту производительности труда лидируют Минская (+4,3%), Брестская (+2,9%) и Могилевская (+1,2%) области.

Минская область находится на первом месте и по росту реальных заработков (+8,1%). На втором месте – г.Минск (+7,7%), на третьем – Брестская область (+7,5%).

По данным органов статистики, за январь-октябрь 2019 года по Гродненской области темпы роста номинальной начисленной заработной платы (113,6 %) превысили темпы роста выручки на одного среднесписочного работника (109,4 %), коэффициент соотношения – 0,963.

С одной стороны, такой рост нельзя не приветствовать, потому что повышается уровень благосостояния граждан, причем это повышение заработной платы происходит при условии стабильной работы экономики в целом, спокойной ситуации на валютном рынке. С другой стороны, руководство страны не может не беспокоить то обстоятельство, что рост производительности труда отстает от роста заработных плат. Поэтому ситуация находится на постоянном контроле Совета Министров Республики Беларусь.

Стабильная экономическая ситуация в стране позволила увеличить и размер минимальной заработной платы, которая является одной из мер социальной защиты трудящихся. Это та сумма денежных средств, ниже которой платить недопустимо, если работник работает на полную ставку и выполняет нормативный объем работ.

Справочно.

С 1 января 2019 г. минимальная заработная плата установлена в размере 330 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 декабря 2018 г. № 870).

С 1 января 2020 г. минимальная заработная плата установлена в размере 375 руб., что составит 100,7% минимального потребительского бюджета на одного члена семьи из четырех человек, действующего на дату ее установления (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2019 г. № 582).

Пристальное внимание в стране уделяется организациям бюджетной сферы, играющим важнейшую социальную роль (учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства и т.д.). Так, в апреле 2019 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко потребовал от Правительства «обеспечить соотношение средней зарплаты в бюджетной сфере и средней зарплаты по стране на уровне не ниже 80%».

Уже в ноябре 2019 г. поставленная задача была выполнена: соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций к ее уровню по республике в целом составило 80,6%.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы в январеноябре 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом 2018 года увеличилась на 14% (прогноз на 2019 год – на 9,5%) и достигла 830,4 руб. (прогноз на 2019 год – 810 рублей), в том числе в ноябре – 897,2 руб.

В региональном разрезе самый высокий уровень оплаты труда работников бюджетных организаций в январеноябре 2019 г. – в г. Минске (1026,8 руб.), самый низкий – в Брестской области (774 руб.).

По Гродненской области заработная плата работников бюджетных организаций в январеноябре 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом 2018 года увеличилась на 18,5% и достигла 846,3 руб., в том числе в ноябре – 779,4 руб.

Соотношение заработной платы в бюджетной сфере и по области в январе-ноябре 2019 года составило 84,0 %, в том числе в ноябре – 86,1 %.

Правительством Республики Беларусь принимаются меры по дальнейшему повышению заработной платы работников бюджетной сферы.

Справочно.

В 2019 году дважды была повышена тарифная ставка первого разряда для расчета заработной платы работников бюджетных организаций:

с 1 мая 2019 г. с 35,5 руб. до 36,4 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2019 г. № 214);

с 1 сентября 2019 г. с 36,4 руб. до 41 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2019 г. № 583).

Приоритетные направления повышения оплаты труда

В соответствии с поручениями Главы государства и Правительства Республики Беларусь принято решение о поэтапном увеличении заработной платы отдельных категорий работников образования и здравоохранения в два раза в период 2018–2025 годы. Правительством в 2018–2019 годах реализовано два этапа данного повышения:
с 1 сентября 2018 г. и с 1 января 2019 г. Таким образом, увеличена заработная плата педагогическим работникам, включая лиц из числа профессорско-преподавательского состава, помощникам воспитателей, медицинским и фармацевтическим работникам.

За январь–ноябрь 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата педагогических работников выросла на 20,7%, врачей – на 20%, среднего медицинского персонала – на 17,3%.

Справочно: по Гродненской области за январь–ноябрь 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года заработная плата педагогических работников выросла на 21,5%, врачей – на 19,4%, среднего медицинского персонала – на 17,7%.

Пристальное внимание Главы государства А.Г.Лукашенко к оплате труда работников сферы образования неслучайно. В феврале 2018 г. во время рабочей поездки в Слуцкий район Президент заявил: «По учителям будем разбираться серьезнейшим образом. Надо за будущую пятилетку и оставшееся время заработную плату учителям удваивать. Это не популизм. Учитель у нас сегодня остался главным звеном на селе, в малых городах, районных центрах. И даже в Минске, областных центрах наша опора – учитель».

Принимая 26 августа 2019 г. с докладом Министра образования И.В.Карпенко, белорусский лидер напомнил и про задачу повышать уровень доходов низкооплачиваемых категорий работников, в том числе в дошкольном образовании: «Мы их должны подтягивать выше. Потому что работа тяжелейшая, особенно в детском садике. … Надо зарплаты у них подтягивать». По информации Министерства образования Республики Беларусь, уже разработана программа, согласно которой к 2025 году заработная плата педагогических работников должна составить 100% к средней зарплате по стране, а профессорско-преподавательского состава – 150%.

Рост оплаты труда в организациях системы здравоохранения также на особом контроле у Президента. В соответствии с поручением А.Г.Лукашенко заработная плата медиков к 2025 году должна составлять не менее 150% к средней зарплате по стране. К примеру, на 2020 год запланирован поэтапный рост зарплат медработников до 20% (что в среднем выше, чем у других бюджетников), для чего в бюджете заложено финансирование.

Во время посещения Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова 30 октября 2019 г. Глава государства подчеркнул, что работа по увеличению зарплат врачей будет продолжаться: «Мы, конечно, будем придерживаться этой линии, и к 2025 году у нас будет двойная зарплата у врачей».

Внимание властей направлено и на обеспечение достойного уровня жизни работников культуры. Так, по данным руководства Министерства культуры Республики Беларусь, зарплаты работников сферы к 2023 году должны вырасти до 80% от средней зарплаты по стране.

Одной из приоритетных задач руководства страны в 2019 году было снижение количества предприятий со средней зарплатой до 400 руб., а в 2020 году – с зарплатой меньше 500 руб.

Справочно.

По информации Министерства труда и социальной защиты, в январе–феврале 2019 г. насчитывалось 250 организаций, средняя зарплата на которых была бы ниже 400 руб., в январе–марте – 207, январе–июне – 50, в январе-сентябре – 14, а в январе–ноябре количество таких организаций сократилось до 10.

По Гродненской области предприятий с уровнем заработной платы ниже 400 рублей не имеется.

Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь по области в 32 организациях заработная плата за январь – ноябрь 2019 года ниже 500 рублей.

Справочно: с июля 2019 года на контроле в облисполкоме находилось 59  организаций с заработной платой менее 500 рублей.

Совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных организаций

В целях совершенствования подходов к оплате труда работников бюджетных организаций издан Указ Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее – Указ). Указом определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций (тарифной системы, структуры заработной платы, наименования стимулирующих и компенсирующих выплат, базы их исчисления и размеров и т.д.).

В соответствии с Указом с 1 января 2020 года:

Вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь вводится 18-разрядная тарифная сетка с межразрядной разницей не менее 6% для определения размеров окладов работников бюджетных организаций. Указанная тарифная сетка введена в действие с 1 января 2020 г.

Изменяется величина, используемая при исчислении окладов работников бюджетных организаций. Вместо тарифной ставки первого разряда вводится базовая ставка, размер которой планируется приблизить к бюджету прожиточного минимума, что позволит укрепить тарифную часть заработной платы.

Размер базовой ставки будет определяться Правительством, как правило, с 1 января календарного года с учетом прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь.

Упрощается структура заработной платы работников бюджетных организаций. Заработная плата работников бюджетных организаций будет состоять из: оклада, стимулирующих (надбавки, премии) и компенсирующих (доплаты) выплат. Размер указанных выплат будет определяться от оклада или от базовой ставки.

Различного вида коэффициенты и повышения из состава заработной платы будут исключены. Количество надбавок и доплат будет максимально сокращено. При этом в централизованном порядке работникам будут устанавливаться следующие выплаты:

надбавка за стаж работы в бюджетных организациях в следующих размерах от базовой ставки при стаже работы:

до 5 лет – 10%;

от 5 до 10 лет – 15%;

от 10 до 15 лет – 20%;

от 15 лет и выше – 30%.

Премия, на выплату которой будут направляться средства, предусматриваемые в бюджете, в размере 5% от суммы окладов работников;

единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада работника (если иной размер не установлен законодательными актами или Правительством);

материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями, на выплату которой будут направляться средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников.

При этом конкретные размеры, а также порядок и условия выплаты премий, единовременной выплаты на оздоровление и материальной помощи будут определяться положениями, утверждаемыми руководителями бюджетных организаций;

надбавки и доплаты, предусмотренные законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (например, надбавка за работу на условиях контрактной формы найма, доплаты за ученую степень и ученое звание, за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные, выходные дни, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и др.).

При этом надбавка за работу на условиях контрактной формы найма для работников бюджетных организаций будет устанавливаться в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29, в который внесены соответствующие изменения, а размеры и порядок осуществления других надбавок и доплат – Указами Главы государства, постановлениями Правительства и Министерства труда и социальной защиты.

Расширяются права руководителей государственных органов и бюджетных организаций по установлению надбавок и доплат работникам. Указанные выплаты будут устанавливаться дополнительно к централизованным выплатам с учетом отраслевой специфики и результатов труда в пределах средств, выделенных из бюджета на оплату труда работников, а также средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных источников, не запрещенных законодательством.

Также Указом определено, что при введении новой системы оплаты труда с 1 января 2020 года не допускается снижение размеров начисленной заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций, действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.

Таким образом, с учетом вышеизложенной информации Указом четко разграничиваются полномочия Правительства, государственных органов и бюджетных организаций в области оплаты труда.

Контроль за выполнением законодательства в области труда и заработной платы

Государство уделяет пристальное внимание вопросам соблюдения законодательства о труде. В январе–ноябре 2019 г. было выявлено 2 593 факта (в ноябре 2019 г. – 225 организаций) нарушения нанимателями сроков выплаты заработной платы, сумм, причитающихся работникам на день увольнения, среднего заработка за время трудового отпуска.

Вместе с тем есть и положительная динамика. Так, на 19% сократилось количество случаев просроченной задолженности по выплате заработной платы в 2019 г. в сравнении с 2018 г. (910 и
1 124 случая соответственно). По состоянию на 1 января 2020 г. просроченная задолженность по заработной плате допущена в
98 организациях.

Справочно.

За выявленные нарушения порядка и сроков выплаты заработной платы к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечено 2 034 нанимателя и 1 974 должностных лица нанимателей на общую сумму 733,7 тыс. руб.

В Гродненской области по состоянию на 1 января 2020 г. просроченная задолженность по заработной плате допущена в одной организации ООО «БелДревМебель»  -  в сумме 34,1 тыс. рублей. По оперативной информации на 14 января 2020 г. сумма просроченной задолженности сократилась на 18,2 тыс. рублей и составляет 15,9 тыс. рублей.

Уменьшилось на 6,5% за этот же период и количество случаев нарушения нанимателями законодательства о труде в части несоблюдения минимальных гарантий по оплате труда (174 факта за январь-ноябрь 2019 года и 186 – за январь-ноябрь 2018 года). В ноябре 2019 г. такие нарушения были зафиксированы в 7 организациях.

Справочно.

За допущенные нарушения к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечено 149 должностных лиц нанимателей на сумму 9,4 тыс. руб.

Для решения проблем в сфере оплаты труда органами государственного управления ведется постоянный мониторинг организаций, испытывающих трудности с выплатой заработной платы, анализируется начисленный фонд заработной платы с учетом роста производительности труда, полученной выручки от реализации продукции. Кроме того, осуществляется комплекс мер, направленных на расширение и поиск новых рынков сбыта продукции, заказов на ее производство, модернизацию производств, оказывается содействие организациям в привлечении дополнительных заемных средств, проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций.

В свою очередь организациями республики осуществляется постоянная работа по обеспечению устойчивой производственной деятельности, оперативному и полному взысканию дебиторской задолженности, оптимально эффективной организации работы персонала и его численности и др.

Основные направления совершенствования государственной политики в сфере содействия занятости населения

Состояние и динамика спроса и предложения рабочей силы в стране в 2019 году, ситуация в сфере занятости

С 2016 года реализация политики занятости в Республике Беларусь обеспечивается путем выполнения мероприятий подпрограммы «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа), утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73.

Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Республике Беларусь создана государственная служба занятости населения. Работу данной службы возглавляет и организует Министерство труда и социальной защиты.

Справочно.

Нормативная правовая база, регламентирующая правовые, экономические и организационные вопросы государственной политики в области содействия занятости населения, размещена на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (http://mintrud.gov.by/ru/new_url_1289468183).

Деятельность государственной службы занятости населения в числе прочего направлена на оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда.

В настоящее время на рынке труда страны наблюдаются положительные тенденции, которые характеризуются ростом спроса на рабочую силу и снижением уровня зарегистрированной безработицы.

В январе–ноябре 2019 г. в национальной экономике было занято 4330,6 тыс. человек. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность занятого населения незначительно сократилась (на 7,7 тыс. человек, или на 0,2%).

В 28 регионах республики (в том числе и г.Минске) наблюдается темп роста численности занятых более 100% (в 2018 году – только в
18 регионах).

В январе–ноябре 2019 г. в экономике Гродненской области было занято 460,5 тыс. человек. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность занятого населения незначительно сократилась (на 2,7 тыс. человек, или на 0,6%).

В трех районах области (Берестовицкий, Новогрудский и Островецкий) наблюдается темп роста численности занятых более 100% (в 2018 году – в Гродненском, Островецком и Сморгонском районах).

За январь–ноябрь 2019 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 169,7 тыс. человек (88,8% к соответствующему периоду 2018 года). Включая граждан, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите на начало 2019 года, в трудоустройстве нуждалось 186,6 тыс. человек (84,9% к январю–ноябрю 2018 г.).

На 1 декабря 2019 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 10,2 тыс. безработных (на 28% меньше, чем на 1 декабря 2018 г.). Средняя продолжительность безработицы по сравнению с 2018 годом сократилась с 3,4 месяца до 2,8 месяца.

Справочно.

Более половины всех состоящих на учете безработных – это мужчины (64,3%, в 2018 году – 62,9%). Молодежь в возрасте 16-30 лет составляет 21,6% (в 2018 году – 22,5%).

За январь–декабрь 2019 г. в органы по труду, занятости и социальной защите области за содействием в трудоустройстве обратилось 27,9 тыс. человек (93,5% к соответствующему периоду 2018 года). Включая граждан, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите на начало 2019 года, в трудоустройстве нуждалось 30,4 тыс. человек (90,7% к январю–декабрю 2018 г.).

На 1 января 2020 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 1354 безработных (на 23,8% меньше, чем на 1 января 2019 г.). Средняя продолжительность безработицы по области составила 2,4 месяца (по республике – 2,8 месяца). Справочно.

Более половины всех состоящих на учете безработных – это мужчины (71%, в 2018 году – 66,9%). Молодежь в возрасте 16-30 лет составляет 21,6% (в 2018 году – 24,4%).

Число вакансий, заявленных в органы по труду, занятости и социальной защите, по сравнению с 1 декабря 2018 г. увеличилось на 14,7% и на 1 декабря 2019 г. составило 90,1 тыс. Это в 8,8 раза больше численности безработных. Средний период трудоустройства составил 1,4 месяца (в аналогичном периоде 2018 г. – 1,6 месяца).

Выполнение мероприятий Государственной программы позволило в 2019 году снизить уровень зарегистрированной безработицы до 0,2% к численности рабочей силы, а также снизить уровень безработицы по методологии Международной организации труда (далее – МОТ) с 4,8% за 9 месяцев 2018 г. до 3,9% в аналогичном периоде 2019 года.

Число вакансий, заявленных в органы по труду, занятости и социальной защите Гроднеской области, по сравнению с 1 января 2019 г. увеличилось на 13% и на 1 января 2020 г. составило 12,8 тыс. Это в 9,4 раза больше численности безработных. Средний период трудоустройства составил 1,2 месяца (в аналогичном периоде 2018 г. – 1,3 месяца).

Выполнение мероприятий Государственной программы позволило в 2019 году снизить уровень зарегистрированной безработицы до 0,3% к численности рабочей силы, а также снизить уровень безработицы по методологии Международной организации труда (далее – МОТ) с 2,9% за 9 месяцев 2018 г. до 2,7% в аналогичном периоде 2019 года.

Расхождение в цифрах объясняется тем, что Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь определяет уровень безработицы по числу зарегистрированных в службе занятости. В последние годы этот показатель не превышал 1%. Но раз в квартал Национальный статистический комитет Республики Беларусь оценивает данный показатель по методологии МОТ, которая заключается в выборочном обследовании домашних хозяйств. При этом безработными считаются люди, которые в период проведения обследования удовлетворяли одновременно следующим критериям: 1) не имели работы (доходного занятия); 2) занимались поиском работы – обращались в государственную или коммерческую службы занятости, обращались в СМИ или Интернет, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела; 3) были готовы приступить к работе в течение недели. Таким образом, в качестве безработных также могут учитываться пенсионеры и студенты дневных отделений.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в ходе указанного обследования опрашивается население в возрасте от 15?до 74 лет включительно. Нижняя возрастная граница определена в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций (ООН) по проведению переписи населения, в которых установлено, что минимальный возраст для определения экономической активности населения не должен превышать 15 лет, а верхняя граница – с учетом наличия фактов экономической деятельности.

Справочно.

Оценка по методологии МОТ показывает, что безработица в Беларуси не сильно отличается от многих стран Евросоюза. Там по итогам III квартала 2019 года самый низкий уровень безработицы отмечался в Чехии (2,1%), Германии (3,2%) и Нидерландах (3,3%). Больше всего безработных оставалось в Греции – 18,5%. Следом шли Испания (13,8%) и Италия (10,2%).

В США безработица в 2019 году держалась на уровне 3,6%.

Снижение официально зарегистрированной безработицы и рост вакансий обусловили дальнейшее падение уровня напряженности на рынке труда. Коэффициент напряженности на рынке труда (показывает, какое число безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, приходится на одну заявленную предприятиями вакансию) снизился с 0,2 на 1 декабря 2018 г. до 0,1 безработных на одну вакансию на 1 декабря 2019 г. (для сравнения: в марте 2015 г. данный показатель достиг своего максимума за последние время – 1,8).

Коэффициент напряженности на рынке труда области снизился с 0,2 на 1 января 2019 г. до 0,1 безработных на одну вакансию на 1 января 2020 г. (для сравнения: в марте 2016 г. данный показатель достиг своего максимума за последние время – 1,7).

Благоприятное влияние на рынок труда оказывает также сокращение масштабов вынужденной неполной занятости.

Режимом вынужденной неполной занятости в январе-ноябре 2019 г. были охвачены 55,4 тыс. человек или менее 2% от списочной численности работников (в январе-ноябре 2018 г. – 75,7 тыс. человек или 2,6 процента от списочной численности работников).

Режимом вынужденной неполной занятости в январе-ноябре 2019 г. в Гродненской области были охвачены 6,1 тыс. человек или менее 2% от списочной численности работников (в январе-ноябре 2018 г. – 8,0 тыс. человек или 2,4 процента от списочной численности работников).

Несмотря на позитивную динамику на рынке труда, вопрос создания новых рабочих мест находится на постоянном контроле Главы государства. Так, Указом Президента Республики Беларусь от
23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» поставлена и выполняется задача по обеспечению ежегодного увеличения количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места не менее чем на 50 тыс. человек.

«Создание рабочих мест должно стать основным показателем эффективности работы руководителей государственных органов», таково требование А.Г.Лукашенко.

На 2019 год прогнозные показатели по трудоустройству граждан на вновь созданные рабочие места составляли 67 660 человек (значение прогнозного показателя на девять месяцев 2019 г. – 48 900 человек).

За январь-сентябрь 2019 г. по республике трудоустроено на вновь созданные рабочие места 50 352 человека (на 1452 больше прогноза, или 103% к прогнозному показателю). В Минске план перевыполнили на 2 252 человека, в Брестской и Гродненской областях – на 570 и 331 человека соответственно.

Справочно.

В частности, в 2019 году трудоустроены на созданные рабочие места новых производств действующих предприятий:

ИООО «ЭПАМ Системз» (г.Минск) – 774 человека; ОАО «Радиоволна» (г.Гродно) – 343 человека; БелАЗ (г.Жодино) – 300 человек; филиал «Витебск-табак» СЗАО «ЭНЕРГО-ОИЛ» – 127 человек; ИООО «Омск Карбон Могилев» (производство технического углерода) – 132 человека; СП «Санта Бремор» ООО (г.Брест) – 115 человек; ОАО «Речицкий метизный завод» – 38 человек.

Трудоустроены на созданные новые предприятия:

ООО «ЦРПО Арас Корп» (г.Минск) – 180 человек; ООО «Полиполь Мебель Бел» (Ивацевичский район) – 150 человек; ООО «Фермер Кошелев» (Буда-Кошелевский район) – 65 человек.

На 2019 год прогнозные показатели по трудоустройству граждан на вновь созданные рабочие места по Гродненской области составляли  5 240 человек (значение прогнозного показателя на девять месяцев 2019 г. – 3 700 человек).

За январь-сентябрь 2019 г. трудоустроено на вновь созданные рабочие места 4 031 человек (на 331 больше прогноза, или 108,9% к прогнозному показателю). В Островецком районе план перевыполнили на 209 человек, в Сморгонском, Ошмянском, Щучинском районах и г. Гродно - на 90, 57, 41 и 41 человека соответственно.

Справочно.

В частности, в 2019 году трудоустроены на созданные рабочие места новых производств действующих предприятий:

ОАО «Радиоволна» (новый проект «Шкода Кодиак») – 343 человека (г. Гродно);

Отдел образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района (образование, открыта школа) – 229 человек (г.Гродно);

РУП «Белорусская АЭС» (строительство) – 219 человек (Островецкий район);

Филиал ООО «Табак-инвест» «Гродненский торговый центр «Корона» (торговля, открыт новый магазин) – 210 человек (г. Гродно);

ООО «Ресттрейд» (торговля, открыто 2 новых магазина) – 108 человек (г. Гродно);

Трудоустроены на созданные новые предприятия:

ООО «ОРРСА» (общее строительство зданий) – 52 человека (г. Гродно);

ООО "Азати" (деятельность в области компьютерного программирования)- 44 человека (г. Гродно);

ООО «ФОРИНИЯ» (деревообработка) – 34 человека (Ивьевский район);

ООО «Манитекс» (деревообработка) – 29 человек (г. Гродно);

ООО «Л ГРУПП АВТО» (техническое обслуживание и ремонт автомобилей) – 25 человек (Лидский район).

Деятельность руководства страны и далее направлена на ее успешное социально-экономическое развитие и закрепление сложившихся положительных тенденций на рынке труда. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2019 № 921 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год» определен перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда на 2020 год, в который вошли 29 регионов (22,7 процента от общего числа административно-территориальных единиц). В 2019 году в такой перечень было включено 53 региона и по данным на 1 декабря 2019 г. ситуация улучшилась в каждом из них.

Справочно.

По Брестской области в перечень включено 3 региона: Березовский, Ивановский и Лунинецкий районы;

по Витебской области – 9 регионов: Бешенковичский, Глубокский, Городокский, Миорский, Поставский, Россонский, Сенненский, Толочинский и Шарковщинский районы;

по Гомельской область – 3 региона: Добрушский, Рогачевский и Хойникский районы;

по Гродненской области включено 2 региона: Зельвенский и Свислочский районы;

по Минской области – 9 регионов: Березенский, Вилейский, Копыльский, Крупский, Логойский, Молодечненский, Мядельский, Пуховичский и Слуцкий районы;

по Могилевской области – 3 региона: Дрибинский и Круглянский районы, г.Бобруйск.

В настоящее время определен перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда на 2020 год, в который вошли 2 региона по Гродненской области (Зельвенский и Свислочский районы). В 2019 году в такой перечень были включены Лидский и Свислочский районы.

Реализуемые государством активные меры по обеспечению занятости населения, в том числе работников, высвобождаемых в результате модернизации, реструктуризации производств, предусматривают:

содействие безработным в трудоустройстве на постоянное место работы;

содействие переселению граждан из числа безработных и членов их семей на новое место жительства и работы с предоставлением нанимателями жилых помещений;

организацию профессиональной подготовки (переподготовки);

организацию оплачиваемых общественных работ;

интеграцию в трудовую сферу целевых групп населения;

содействие в организации предпринимательской деятельности безработных.

В этих целях отработан и эффективно действует механизм актуализации Общереспубликанского банка вакансий (внедрен в 2007 году в целях информирования граждан, нуждающихся в трудоустройстве, о наличии вакансий на предприятиях республики), размещенного на портале Государственной службы занятости. Стоит отметить, что банк вакансий активно используется: в январе–ноябре 2019 г. зафиксировано 15,2 млн. посещений.

С вступлением в силу в 2016 году новой редакции Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» впервые урегулированы вопросы деятельности агентств по трудоустройству. С 1 января 2017 г. предоставление гражданам услуг по содействию в трудоустройстве на территории страны может осуществляться только теми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые включены в Реестр агентств по трудоустройству (на сегодняшний день – более 170 агентств).

Для агентств определен порядок предоставления услуг и, что самое главное, плата за услугу осуществляется гражданами только по факту ее предоставления.

Содействие безработным в трудоустройстве на постоянное место работы. В рамках выполнения мероприятий Государственной программы за январь–ноябрь 2019 г. оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии
127 тыс. человек, из них 63,1 тыс. безработных. Уровень трудоустройства безработных составил 63,6% от числа нуждающихся в трудоустройстве при целевом показателе по итогам 2019 года 59%.

Рынок труда сегодня стремительно меняется, растет потребность в высококвалифицированных специалистах, но при этом постоянно требуются и работники без специализированной подготовки.

Как и в 2018 году, на рынке труда более востребованы рабочие (водитель автомобиля, швея, продавец, машинист, повар, каменщик, электрогазосварщик) – 63,6% от общего числа вакансий. В этом году появился новый тренд очень высок спрос на профессии низкой квалификации, которые не требуют специальной подготовки: сторожа, вахтеры, охранники и так далее. Причем они не всегда низкооплачиваемые.

На долю вакансий для специалистов приходится немногим более трети – здесь сегодня очень востребованы врачи, ветеринары, бухгалтеры, инженеры по охране труда и особенно IT-специалисты на них последние три года спрос постоянный.

В рамках выполнения мероприятий Государственной программы за январь–декабрь 2019 г. в Гродненской области оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии
22,2 тыс. человек, из них 13,2 тыс. безработных. Уровень трудоустройства безработных составил 72,8% от числа нуждающихся в трудоустройстве при целевом показателе по итогам 2019 года 67%.

Рынок труда сегодня стремительно меняется, растет потребность в высококвалифицированных специалистах, но при этом постоянно требуются и работники без специализированной подготовки.

Как и в 2018 году, на рынке труда области более востребованы рабочие (водитель автомобиля, трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства, продавцы, повара, электросварщики ручной сварки и электрогазосварщики, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, швеи) – 58,8% от общего числа вакансий.

На долю вакансий для специалистов приходится около 40 % от общего количества вакансий здесь сегодня востребованы учителя, врачи, медицинские сестры, ветеринары, инженеры по охране труда и особенно IT-специалисты на них спрос постоянный.

Содействие переселению граждан из числа безработных и членов их семей на новое место жительства и работы с предоставлением нанимателями жилых помещений. В целях стимулирования трудовой мобильности граждан оказано содействие в переселении на новое место жительства и работы 148 семьям безработных.

В Гродненской области оказано содействие в переселении на новое место жительства и работы 33 семьям безработных. 

Организация профессиональной подготовки (переподготовки). В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда республики на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 5 150 безработных (5,2% от нуждающихся в трудоустройстве безработных при прогнозе 5,5%).

Справочно.

На обучение по заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства направлено 3 233 человека, или 62,8% от общего числа направленных безработных.

В Гродненской области в течение 2019 года направлено 643 безработных (3,6% от нуждающихся в трудоустройстве безработных).

Справочно.

На обучение по заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства направлено 433 человека, или 67,3% от общего числа направленных безработных.

В целях оказания практической помощи гражданам в выборе профессии, смене рода занятий и повышении квалификации с учетом склонностей, интересов личности и потребностей рынка труда органами по труду, занятости и социальной защите оказаны профориентационные услуги 36,2 тыс. обратившихся граждан. Различными мероприятиями профориентационной направленности охвачено 37,5 тыс. учащихся учреждений общего среднего образования.

Органами по труду, занятости и социальной защите в целом по области профориентационные услуги оказаны 7,8 тыс. обратившихся граждан. Различными мероприятиями профориентационной направленности охвачено 5,5 тыс. учащихся учреждений общего среднего образования.

С целью приобретения опыта практической работы по полученной профессии (специальности) оказано содействие в трудоустройстве на временные рабочие места 544 безработным.

В Гродненской области содействие в трудоустройстве на временные рабочие места оказано 121 безработному.

В целях содействия максимальной занятости высвобождаемых работников органами по труду, занятости и социальной защите проводятся информационные мероприятия по консультированию нанимателей и работников по вопросам трудового законодательства, законодательства о занятости населения, социальной защите, разъяснению ситуации на рынке труда региона, организованы «горячие линии».

Организация оплачиваемых общественных работ. В оплачиваемых общественных работах приняли участие 35,6 тыс. человек. Обеспечена временная трудовая занятость 31,6 тыс. школьников, учащихся и студентов в свободное от учебы время.

По Гродненской области в оплачиваемых общественных работах приняли участие 5,9 тыс. человек. Обеспечена временная трудовая занятость 4,9 тыс. школьников, учащихся и студентов в свободное от учебы время.

Интеграция в трудовую сферу целевых групп населения. Забронировано 21 262 рабочих места для приема на работу граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения.

Из числа нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости на забронированные рабочие места по направлению органов по труду, занятости и социальной защите в январе–ноябре 2019 г. трудоустроено
5 790 безработных.

Справочно.

На забронированные рабочие места трудоустроены 1 909 безработных из числа родителей в многодетных и неполных семьях, 680 инвалидов, 473 безработных из числа граждан, впервые ищущих работу в возрасте до 21 года, 1 238 лиц, освобожденных из мест лишения свободы, 877 военнослужащих, уволенных с военной службы и 508 лиц предпенсионного возраста.

В Гродненской области забронировано 4,0 рабочих места для приема на работу граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения.

Из числа нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости на забронированные рабочие места по направлению органов по труду, занятости и социальной защите в 2019 годутрудоустроено
1 953 безработных.

Справочно.

На забронированные рабочие места трудоустроены 217 безработных из числа родителей в многодетных и неполных семьях, 58 инвалидов, 30 безработных из числа граждан, впервые ищущих работу в возрасте до 21 года, 200 лиц, освобожденных из мест лишения свободы, 134 военнослужащих, уволенных с военной службы и 54 лица предпенсионного возраста.

На адаптацию к трудовой деятельности с компенсацией затрат нанимателям по оплате труда направлено 493 инвалида.

На адаптацию к трудовой деятельности с компенсацией затрат нанимателям по оплате труда в Гродненской области направлено 106 инвалидов.

Содействие в организации предпринимательской деятельности безработных. Национальным законодательством закреплены дополнительные гарантии занятости всем желающим заработать, занимаясь при этом любимым делом.

Сегодня граждане могут осуществлять такую деятельность без необходимости регистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Справочно.

На 1 октября 2019 г. по заявительному принципу деятельность осуществляют 39 927 физических лиц, ими уплачено 5,89 млн. рублей единого налога (за аналогичный период 2018 года – 32 322 физических лица,
уплачено – 3,4 млн. рублей);

количество физических лиц, уплативших сбор за осуществление ремесленной деятельности, по республике составило 18 400 человек
(за аналогичный период прошлого года – 13 448 человек).

Помимо этого, содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма с оказанием финансовой поддержки путем предоставления субсидий в январе–ноябре 2019 г. оказано 1 546 безработным.

В Гродненской области в 2019 году финансовая поддержка в виде субсидий оказана 219 безработным гражданам.

Справочно.

В том числе: для организации: предпринимательской деятельности - 173,  по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – 4, ремесленной деятельности  - 42;

по месту жительства гражданина:   г.Гродно – 83,  г.Лида – 25;  в иных городах-80,  в сельской местности – 31.

Наибольшее количество граждан, получивших финансовую поддержку, организовали деятельность по оказанию услуг в области строительства, отделочных, электромонтажных, штукатурных, сантехнических и других ремонтных, в сфере услуг парикмахерскими и салонами красоты работ, по розничной торговле, деятельность автомобильного грузового транспорта и такси и др.

О работе по популяризации предпринимательской деятельности в Беларуси

Стоит отметить, что в последние годы в стране проделана значительная работа по популяризации и совершенствованию условий осуществления предпринимательской деятельности для действующих субъектов хозяйствования, а также активизации предпринимательских инициатив граждан.

В республике ежегодно, начиная с 1997 года, проводится конкурс «Предприниматель года», в котором приняли участие тысячи предпринимателей и руководителей малых и средних предприятий из всех регионов республики.

Изменение целого ряда правовых условий осуществления предпринимательской деятельности принесли свои положительные результаты.

Справочно.

Упразднены многие устаревшие административные процедуры (в сфере строительства, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, рекламы, транспортных перевозок); примерно в 10 раз сокращен минимально достаточный перечень обязательных противопожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, природоохранных и других требований; усовершенствованы вопросы контрольной (надзорной) деятельности; установлен мораторий до 2020 года на повышение налоговых ставок и введение новых налогов.

Для действующих субъектов хозяйствования указанные меры позволили значительно сократить финансовые, трудовые и временные затраты на администрирование бизнеса, а для начинающих предпринимателей являлись дополнительным стимулом к открытию собственного дела.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
17 октября 2018 г. № 743 утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года.

Справочно.

Стратегией определено, что для формирования в обществе позитивного имиджа предпринимателя и повышения общественной значимости частного бизнеса требуется выработка и реализация комплекса мер, отражающих конструктивное отношение государства к частной инициативной деятельности, а также вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в реализацию социально-экономических задач страны.

Принятые Главой государства и Правительством меры позволяют сохранить положительную тенденцию роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

По данным Министерства по налогам и сборам, на 1 ноября 2019 г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели) составило 362 745 единиц, или 104% к аналогичному периоду 2018 года.

Для оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, состоящая на 18 декабря 2019 г. из 110 центров поддержки предпринимательства и 26 инкубаторов малого предпринимательства.

Справочно.

Указанные структуры оказывают консультации по различным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности, бухгалтерские и юридические услуги, услуги по ведению кадрового учета, проводятся маркетинговые исследования, разрабатываются бизнес-планы, курсы, семинары, тренинги, стартап-мероприятия, осуществляется выставочно-ярмарочная деятельность, проводятся биржи деловых контактов и другие деловые мероприятия.

Законодательством также предусмотрены и используются субъектами малого и среднего предпринимательства меры имущественной поддержки:

предоставление в безвозмездное пользование недвижимого имущества, применение понижающих коэффициентов к базовым ставкам при расчете ставки арендной платы;

предоставление права преимущественного приобретения субъектами малого и среднего предпринимательства объекта недвижимого имущества, надлежащим образом исполняющими свои обязательства по договору аренды этого объекта не менее трех лет;

предоставление рассрочки оплаты до пяти лет с ежемесячной индексацией платежей со дня заключения договора купли-продажи.

Особенности внутренней и внешней трудовой миграции населения.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств, которое проводит Национальный статистический комитет Республики Беларусь в целях изучения проблем занятости населения, в 2018 году большинство работающих граждан (86%) трудились в организациях, расположенных по месту проживания, около 13% – в организациях, расположенных в других населенных пунктах республики, и менее 2%– за пределами Республики Беларусь.

Более 80% выезжающих на заработки за границу, не меняя при этом своего постоянного места жительства, трудоустраивались в России. Из общей численности внешних трудовых мигрантов каждый второй – гражданин в возрасте 25-39 лет.

По данным МВД за январь–сентябрь 2019 г. для работы на основе подписанных договоров и контрактов:

выехало из республики7,4 тыс. человек, или 81,6% от уровня 2018 года (в январе–сентябре 2018 г. – 9,1 тыс. человек). Выезжают граждане преимущественно вРоссийскую Федерацию (3,4 тыс. человек, или 45% от общего количества выехавших), Польшу (1335 человек, или 18,1%), Литву (903 человека, или 12,2%) и Чехию (658 человек, или 8,9%);

въехало в республику 14,9 тыс. человек (в январе–сентябре 2018 г. – 11,8 тыс. человек). Основными донорами трудовых мигрантов являлись: Российская Федерация (4,5 тыс. человек, или 30,1% от общего количества въехавших), Китай (3,5 тыс. человек, или 23,5%), Украина (2,3 тыс. человек, или 15,7%), Узбекистан (934 человека, или 6,3%).

Положительное сальдо трудовой миграции за январь–сентябрь 2019 г. составило 7,5 тыс. человек (в январе–сентябре 2018 г. –2,7 тыс. человек).

В последнее время много говорят о ситуации с оттоком кадров в здравоохранении. По сведениям Министерства здравоохранения Республики Беларусь, в год за границу уезжает 190-210 медиков (без учета тех, кто выехал в Россию).

Справочно.

Обеспеченность специалистами с высшим медицинским образованием на начало 2019 года составила 55,6 на 10 тыс. населения, что выше, чем в странах Евросоюза (ЕС) – 33,4 и странах Содружества Независимых Государств (СНГ) – 38,1.

Показатель обеспеченности средним медицинским персоналом на начало 2019 года составил 121,7 на 10 тыс. населения, что значительно выше аналогичного показателя в странах ЕС (86,8) и СНГ (62).

В то же время, согласно данным Республиканского банка вакансий, врачи и медсестры уже продолжительное время входят в пятерку самых востребованных специалистов в нашей стране.

Справочно.

На 1 декабря 2019 года в Беларуси было 3 021 вакансия для врачей-специалистов, для медсестер – 2 911 предложений. Самый большой дефицит медицинских кадров – в Гомельской области и в г.Минске.

Проблема кадров в здравоохранении находится на постоянном контроле Президента.30 октября 2019 г., посещая Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова, он заявил: «Нас это волнует, но не напрягает. Может, и ничего страшного, что человек поехал, где-то чему-то подучился. Главное, чтобы он не забывал о стране, возвращался обратно и помогал ей».

Одним из направлений государственной поддержки сферы здравоохранения является обеспечение жильем медицинских работников.

Так за 2017-2019 годы обеспечены жильем 2269 молодых специалистов (в том числе выделено 572 арендных квартиры и 534 отдельные комнаты в общежитиях).

Контролируя ход строительства общежитий семейного типа для медработников в поселке Лесковка Минского района, А.Г.Лукашенко отметил, что «надо строить такие так называемые общежития: для врачей, для медсестер, для тех, кто работает в больницах. Это будет очень сильно привязывать человека к этой клинике, к этому центру, к этой земле».

Справочно.

Торжественное открытие объекта в Лесковке состоялось
18 декабря 2019 г. О
днокомнатные и двухкомнатные квартиры здесь получили 348 семей сотрудников РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова и областных учреждений здравоохранения. 

Только в Минской области в 2020 году, по информации главного управления по здравоохранению Миноблисполкома, планируют построить более 350 квартир для медицинских работников.

Также для оснащения организаций здравоохранения республиканского, областного и районного уровней предприятиями «Медтехника» за 9 месяцев 2019 г. закуплено медицинское оборудование и изделия медицинского назначения на сумму 365,1 млн. руб.

***

Ключевая задача на всех уровнях государственного управления сегодня – обеспечение достойного уровня и качества жизни населения страны. Согласно Концепции Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года стратегической целью устойчивого развития Республики Беларусь является «достижение высоких стандартов качества жизни и социального благополучия посредством развития потенциала и равных возможностей для каждого человека, обеспечения достойного труда и высоких доходов населения, сохранение природных систем для нынешних и будущих поколений».

Щучинскому району - 80

Населенный пункт Щучин в письменных источниках впервые упоминается в XVI веке. В Литовской метрике содержится запись о том, что в 1537 году некий мещанин Станислав Ольшовский переехал из имения Щучин в местечко Мосты. Приведённая дата считается отправной точкой истории города. В 1593 году в одной из судебных тяжб Щучин впервые упоминается уже как местечко.

Щучин изначально сформировался как частновладельческое поселение. В XVI веке он принадлежал представителям шляхецких родов Кучуков, Кишков, Радивиллов, Давойнов. На рубеже XVI-XVII веков новыми владельцами Щучина стали Лимонты. В результате разделов между многочисленными наследниками Лимонтов в конце XVII века местечко распадается на несколько имений – «дворов».

Возрождение местечка и становление современного Щучина началось около 1700 года. У истоков этого процесса стоял Юрий (Ежи) Юзефович-Глебицкий. 26 ноября 1718 года королём Августом II Сильным владельцам Щучина был дарован привилей на проведение ежегодной ярмарки и торгов 2 раза в неделю. В 1722 году в письменных источниках упоминается уже о двух ярмарках в Щучине.

В 1718 году по приглашению Юрия Юзефович-Глебицкого в местечке поселились 15 монахов-пиаров. В 1726 году Конституцией Сейма было утверждено создание в Щучине монастыря и коллегиума пиаров. В разное время с этим учебным заведением были связаны судьбы таких видных учёных как Матей Догель, Игнат Домейко, Казимир Нарбут, Станислав Бонифаций Юндилл и многих других. В 1742 году состоялось официальное открытие Щучинского конвента сестёр милосердия – первого на территории современной Беларуси. Таким образом, Юзефович-Глебицкие не только возродили экономический потенциал Щучина, но и посодействовали превращению его в образовательный центр региона.

Окончательно местечко сформировалось благодаря Игнатию Сципиону. Наиболее значительным достижением Игнатия Сципиона как владельца Щучина стало дарование местечку Магдебургского права. 23 мая 1761 года король Август III подписал привилей, согласно которому в Щучине разрешалось дважды в неделю проводить торги и 12 раз в год – ярмарки. Кроме того, жители получили право выборов местного самоуправления под контролем владельцев. И хотя Магдебургское право «продержалось» в Щучине всего 15 лет, сам факт его дарования свидетельствовал о возросшем значении местечка. По самым скромным подсчётам в конце XVIII века в Щучине проживало порядка 650 человек.

26 июля 1773 года в Щучине открылась одна из первых аптек на территории современной Беларуси. В 1785 году по инициативе Станислава Бонифация Юндилла в местечке был заложен ботанический сад.

После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году Щучин вошёл в состав Российской Империи. В начале XIX века местечко переходит в руки новых владельцев. 14 февраля 1807 года прошло бракосочетание Марии Сципион с князем Франтишком Ксаверием Друцким-Любецким.

В Щучине новый владелец действовал в двух основных направлениях: стремился поднять на новый уровень хозяйственную жизнь местечка и овладеть всеми основными источниками доходов. С целью активизации экономической жизни местечка князь развернул обширное строительство: в середине 30-х годов XIX века Щучин уже украшали новое здание почты, гостиный дом, торговые флигели и магазины. Благодаря пожертвованиям князя в 1822-29 годах был возведён новый каменный костёл Святой Терезы и монастырь. В 1863-65 годах в центре Щучина напротив костёла Святой Терезы была построена каменная церковь Святого Михаила.

Князья Друцкие-Любецкие всегда заботились о собственном престиже и в конце XIX века остро ощутили потребность в резиденции, соответствующей их высокому статусу. Около 1895 года в Щучине начинается строительства дворца по проекту архитектора Тадеуша Растворовского.

В 1888 году князья Друцкие-Любецкие открыли собственный деревообрабатывающий завод – первое промышленное предприятие в истории Щучина. В 1907 году начали действовать железнодорожные станции Рожанка и Скрибовцы. Но основу экономической жизни местечка всё же определяла торговля. В середине XIX века в Щучине проводилась самая крупная ярмарка в Лидском повете, которая проходила 22 июля и 16 октября.

Торговля являлось основным занятием для еврейского населения. На рубеже XIX-XX веков в местечке проживало 1356 евреев, которым принадлежало 40 магазинов, 11 заезжих домов, 2 кузницы и 2 кожевенные мастерские.

Рост экономического влияния Щучина стимулировал появление в местечке ряда государственных учреждений. Ещё 1803 году здесь была основана одна из первых в Принеманском крае почтовых станций. В Щучине находились также волосное правление, полицейский стан, судебно-следственный участок, участок мировых посредников. С целью обеспечения существовавших школ педагогическими кадрами в 1904 году в Щучине была открыта двухклассная учительская школа. В конце XIX века в местечке был открыт первый сельский «врачебный участок», бесплатно оказывавший медицинские услуги местному населению. С 1900 года в Щучине действовал ветеринарный фельдшерский пункт.

Таким образом, на рубеже XIX-XX веков Щучин становится не только экономическим, но в определённой степени и административным центром региона. В результате происходит значительный рост населения, которое в 1905 году превысило 3800 человек.

Но очередной социально-экономический подъём был прерван военными и революционными событиями начала XX века. В сентябре 1915 года Щучин был оккупирован войсками кайзеровской Германии. Оккупационные власти строго регламентировали все стороны жизни местного населения, ввели жёсткую систему штрафов и наказаний. Главной задачей немцы считали планомерную эксплуатацию местных ресурсов и онемечивание населения.   

После поражения Германии в начале февраля 1919 года оккупационные власти покинули Щучин. В 1919-20 годах власть в Щучине несколько раз переходила из рук в руки. Наконец в ноябре 1920 года в местечке появились представители новой польской администрации. По условиям Рижского мира Щучинщина вошла в состав польского государства. Щучин сначала находился в составе Лидского повета, а с апреля 1929 года являлся центром самостоятельного Щучинского повета.

В 1 сентября 1939 фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. 17 сентября Советский Союз ввёл свои войска на территорию Западной Беларуси и Западной Украины. 19 сентября части Красной Армии вошли в Щучин. 15 января 1940 года был образован Щучинский район в составе Барановичской области БССР; районный центр получил статус городского посёлка.

Накануне Великой Отечественной войны в городском посёлке Щучин проживало более 3500 человек, действовал ряд промышленных предприятий, работала больница, родильный дом, амбулатория, аптека, почта, кинотеатр, гимназия, лицей, 3 неполных средних школы, издавалась районная газета.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Уже 26 июня в Щучине появились немецкие танки. Оккупанты установили жёсткий режим террора и насилия. В сентябре 1941 года было создано Щучинское гетто, куда было согнано всё еврейское население посёлка. 9 мая на окраине Щучина гитлеровцы учинили массовый расстрел узников гетто. Погибло более 2 тысяч мирных жителей. Всего за годы оккупации было расстреляно и замучено более 2700 человек.

12 июля 1944 года Щучин был освобождён войсками Второго Белорусского фронта. Началось восстановление разрушенного войной посёлка. Возобновили деятельность промышленные предприятия, больница, почта, кинотеатр. В 1944 году в посёлке работали две школы, также открылся Щучинский зоотехникум, который действовал до 1959 года. В 1945 году возобновила работу Щучинская библиотека

С сентября 1944 года Щучинский район вошёл в состав Гродненской области. Население районного центра значительно сократилось за годы войны. На 1 января 1945 года в посёлке проживало 2075 человек – 60% от довоенного показателя. Благодаря активному развитию в послевоенные годы население начало быстро увеличиваться. Уже в 1948 году число жителей превысило 3500 человек.

Постепенно восстанавливались сельское хозяйство и промышленность. Возобновила работу машинно-тракторная станция в Щучине, в 1947 году была наново создана артель инвалидов имени Чапаева (организованы фотоателье, портняжная мастерская, колбасный цех, 2 торговых точки). Была отмемена карточная система реализации продуктов. С 1949 года возобновляется прерванный войной процесс всеобщей коллективизации.

Значительные усилия прилагались для развития системы образования: к 1949 году в районе была восстановлена школьная сеть на довоенном уровне. В 1946 году в Щучине открылся Дом пионеров с художественными и техническими кружками. С целью повышения уровня образования начался набор молодёжи в школы фабрично-заводского обучения. В 1956 году в Щучине открылась средняя школа №2.

В 1948 году в Щучине была создана пожарная часть.

24 июня 1851 года состоялось торжественное открытия памятника на братской могиле советских воинов и партизан в сквере на центральной площади Щучина.

Значительную роль в истории Щучина играла авиабаза. Официальная история Щучинского аэродрома началась в феврале 1954 года, когда здесь были дислоцированы 993-й и 998-й полки 157-й бомбардировочно-авиационной дивизии. В середине 60-ых годов в Щучине размещалось уже 5 войсковых частей и учреждений. Общая численность гарнизона достигала 1,5 тысяч человек.

В 1957 году была создана межколхозная строительная организация (сегодня – МПМК №166). В том же году начала работу Щучинская музыкальная школа. В 1958 году было сдано в эксплуатацию новое здание комбината бытового обслуживания населения.

Ощутимым толчком для развития Щучина стало создание завода по выпуску автотракторных проводов. Официальной датой основания завода является 24 сентября 1958 года, когда на базе бывшей артели имени Чапаева были построены первые производственные корпуса предприятия.

В 1959 году в Щучин из Беняконь была переведена сельскохозяйственная научно-исследовательской станции, на базе которой в дальнейшем сформировался зональный научно-исследовательский институт растениеводства. В том же году была создана Щучинская автоколонна №12, а юные читатели районного центра получили в своё распоряжение детскую библиотеку.

В 1960 году была реконструирована центральная площадь Щучина, на которой появился памятник В.И.Ленину.

В 1961 году выпустил первую продукцию новый хлебозавод в Щучине. Также в этом году открылась детско-юношеская спортивная школа.

Стремительный рост населения (в 1959 году оно достигло 6500 человек), улучшение инфраструктуры, открытие крупного промышленного предприятия поспособствовали тому, что 31 августа 1962 года Щучин стал городом районного подчинения.

В 1962 году вышел в свет первый номер районной газеты «Савецкая вёска» (с 1939 года районная газета выходила под названием «Чырвоны сцяг»), а в 1963 году впервые зазвучало в эфире районное радио.

В 1963 году в Щучине была построена гостиница на 38 мест. В том же году созданы районная дорожно-ремонтная организация (сегодня – ДРСУ №161) и Щучинский район электрических сетей.

В 1964 году начались масштабные работы по благоустройству районного центра, на центральных улицах города впервые появился асфальт.

В 1966 году на базе строительного участка СУ-50 треста «Гродносельстрой» была создана СПМК № 26 (сегодня – МПМК № 167).

В декабре 1969 года после основательной реконструкции вступил в строй Щучинский маслосырзавод, который на то время стал крупнейшим предприятием подобного рода в республике.

В 1973 году в Щучине открылся «Дом быта». В том же году был построен новый двухэтажный корпус районной больницы.

В 1976 году в районном центре открылся кинотеатр «Беларусь» на 540 мест.

В 1978 году в Щучине создано сельское профессионально-техническое училище №65 механизации сельскохозяйственного производства (сегодня – Щучинский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей). В том же году на площади Свободы построен Дом Советов.

В 1980 году начались занятия в новом здании средней школы №1 города Щучина.

В 1984 году сдан в эксплуатацию новый двухэтажный корпус детской консультации и стоматологического отделения Щучинской районной больницы.

В 1985 году состоялось торжественное открытие историко-краеведческого музея в СШ №1 и музея боевой славы в Щучинском СПТУ. На окраине города был заложен парк 40-летия Победы.

В 1986 году к 100-летию со дня рождения А.С.Пашкевич (Тётки) в Щучине был установлен памятник прославленной поэтессе.

В 1987 году построен Дом торговли и завершено строительство 5-этажного корпуса Щучинской районной больницы.

В 1989 году созданы Щучинское районное отделение польского культурно-просветительского общества имени Адама Мицкевича и хор польской песни «Промень». Возобновились богослужения в костёле Святой Терезы.

В 1990 году начала действовать районная станция юных туристов, а в 1991 году создана станция юных техников.

В 1991 году на базе Щучинского бюро по трудоустройству был открыт районный центр занятости.

С 1992 года районная газета начала выходить под названием «Дзянніца».

В 1993 году открыты новый Дом культуры и стадион «Олимп». В том же году начались занятия в средней школе № 3 города Щучина. В районном центре открылось отделение акционерного коммерческого промышленно-строительного банка.

В 1994 году начался активный процесс акционирования предприятий: появились открытые акционерные общества «Щучинский завод «Автопровод» и «Агрохим»; в 1995 году акционерным обществом стал Щучинский маслосырзавод.

В 1996 году в Щучине построены новые здания «Беларусбанка» и «Белпромстройбанка». В 1999 году открылся «Дом польски» в Щучине.

Распад Советского Союза и разрыв налаженных экономических связей негативно сказался на развитии города. К середине 90-ых годов ощутимые трудности испытывали промышленные и строительные предприятия, значительно ухудшилось финансирование социальной сферы. В 1995 году официально прекратила своё существование Щучинская авиабаза, что также не могло не отразится на жизни города. Вторая половина 90-ых годов прошли под знаком поиска путей выхода из кризиса и переориентации экономики.

В начале ХХI века наметились положительные тенденции в экономике. В 2003 году промышленность вышла на уровень 1990 года, значительные объёмы работ были выполнены строительными организациями.

В 2003 году создан территориальный центр социального обслуживания населения.

В 2004 году открылась государственная гимназия города Щучина. В том же году в районном центре впервые прошёл «Праздник цветов».

В 2005 году был торжественно открыт памятник воинам-интернационалистам.

В 2006 году Указом Президента Республики Беларусь №455 от 17 июля утверждены геральдические символы Щучина – герб и флаг.

В 2007 году город отметил 470-летие со дня основания. К юбилею был проделан значительный объём работ по благоустройству, на площади Свободы была восстановлена существовавшая ранее башня с часами. В том же году было сдано в эксплуатацию новое здание прокуратуры.

В 2008 году в городском сквере Щучина забил фонтан; в центре города открылась новая аптека ЗАО «Официна».

В 2009 году к 65-летию Победы в СШ №1 был открыт музей боевой славы.

В 2011 году открылся музей истории образования Щучинщины в государственной гимназии.

В мае 2012 года Щучинское районное отделение «Белгосстрах» переехало в новое здание.

В июле 2012 года состоялось открытие пограничного поста «Бнршты» в одноименной деревни Щучинского района.

В октябре 2013 года получены первые киловатты энергии электростанцией на солнечных батареях, построенной возле Рожанки.

В июле 2014 года Щучин был признан победителем республиканского конкурса «Лучший город для Бизнеса Беларуси-2014».

4 октября 2014 года состоялось освящение нижней церкви Богоявленского храма в Щучине.

В январе 2015 года на улице В.А.Рудого в Щучине открыт новый магазин «Родный кут».

В феврале 2015 года на улице Авиаторов в Щучине открылся спорткомплекс, реконструированный в рамках проекта трансграничного сотрудничества с Варенским районом Литовской Республикой.

В августе 2015 года в Рожанке состоялось торжественное открытие первой в области солнечной электростанции.

В конце августа 2015 года у въезда в Щучин установлен самолёт МиГ-25ПУ как символ города авиаторов.

Накануне дня знаний 31 августа 2015 года в Щучине открылся книжный магазин «Белкнига».

В сентябре 2015 года в Щчуине открылся гастроном торговой сети «Алми».

5-6 сентября 2015 года в Щучине прошли торжества в рамках празднования XXII Дня белорусской письменности. Многочисленные гости из различных регионов Беларуси и из-за рубежа посетили наш город.

5 сентября 2015 года состоялось открытие Щучинской районной библиотеки имени Тетки.

В день празднования пятисотлетия со дня первого упоминания о Щучине и пятидесяти пятилетия присвоения ему статуса города, в летопись культурного развития райцентра вписана еще одна яркая страница. После завершения реконструкции первого пускового комплекса второй очереди объекта для посетителей распахнул свои двери кинотеатр «Беларусь».

6 сентября в основной день праздника после длительной реставрации в бывшей резиденции князей Друцких-Любецких был открыт Дворец творчества детей и молодежи.

В сентябре 2015 года на ОАО «Щучинский маслосырзавод» завершилась реконструкция солильного отделения на 60 тонн сыра в сутки с устройством камеры для хранения сыра на 800 тонн.

В январе 2016 года на стадионе «Олимп» впервые прошел «Зимний кубок Щучина» по картингу.

16 февраля 2016 года во Дворце творчества детей и молодежи состоялся первый «Дворцовый бал».

В мае 2016 года в Щучине открылся магазин «Евроопт мини».

В мае 2016 года заключен договор со швейцарским инвестором на строительство современного свинокомплекса в Щучинском районе.

В июле 2016 года в районе аэродрома в Щучине открылась солнечная электростанция мощностью 2,5 МВт.

24 июня 2016 года в Щучине открылся фирменный магазин ОАО «Коммунарка».

В 2016 году в Щучине поострен завод по производству сывороточно-жирового концентрата «Праймилк».

7 декабря 2017 года свой собственный «дом» обрели сотрудники Щучинского районного отдела Следственного комитета.

В марте 2017 года хоккейная команда «Орлята» стала победителем республиканского турнира «Золотая шайба».

В феврале 2017 года после капитального ремонта открылось детское отделение Щучинской ЦРБ.

В январе 2018 года в агрогородке Орля после реконструкции торжественно открыта обновленная хоккейная коробка площадью 980 квадратных метров.

В феврале 2019 года в Щучинской центральной районной больнице в торжественной обстановке открылось после капитального ремонта хирургическое отделение №2. 

9 июня 2018 года в Щучине состоялось открытие спортивной площадки по пляжным видам спорта.

1 сентября 2018 года в Щучине открыли новый детский сад.

На международном бизнес-форуме «Еврорегион «Неман-2018» в сентябре 2018 года были подписаны соглашения о сотрудничестве между Щучинским районом и партнерами из Польши и Украины.

В 2018 году в Щучине появилась трасса для открытых соревнований по мотокроссу протяжённостью около 1800 метров. Здесь прошли первые открытые соревнования. За победу сражались порядка 60 спортсменов со всей Беларуси.

4 октября 2018 года в Щучине открылась фабрика по выращиванию грибов. Подобное производство – первое в Гродненской области. 

Рядом с фермой по откорму крупного рогатого скота «Трайги» ОАО «Василишки» в ноябре 2018 года состоялось открытие современной биогазовой установки. Новая биогазовая установка будет способствовать созданию в районе более сильного энергетического сектора.

В марте 2019 г. открыли музейную комнату эпохи СССР в районном центре культуры и народного творчества.

В июне 2019 года СООО «Клубника Плантс» к своему  юбилею приурочила открытие нового административно-хозяйственного здания со встроенными холодильными камерами в деревне Бояры. 

В июне 2019 года в  СПУ «Протасовщина» успешно завершили реконструкцию фермы по откорму молодняка крупного рогатого скота «Громовичи» на 1900 голов.

В августе 2019 года в Щучине торжественно открыли памятный знак летчикам, погибшим при исполнении служебного долга.

В ноябре 2019 года состоялось торжественное открытие производственного корпуса №2 сельскохозяйственного комплекса по выращиванию шампиньонов.

В январе 2020 года в Щучине после капитального ремонта открылась вторая городская школа.

Щучин был признан победителем конкурса «Лучший район Гродненской области для Бизнеса Беларуси-2019».

Сегодня Щучин – районный центр с 16-тысячным населением. Город динамично развивается и с каждым днём становится всё краше и удобнее для жителей.